Поселок Павлищев Бор расположен примерно в 50 км от Калуги на излучине реки Течи. Ранее это имение называлось Степановское-Павлищево. История усадьбы начинается с конца 18 века. Первоначально здесь был деревянный ансамбль, который просуществовал довольно долго, пока в 1917 году не сгорел главный дом.
К тому моменту уже был построен новый кирпичный дом и сформирован новый облик всей усадьбы, включая переделки парка и посадки новых аллей. Основная переделка была сделана, когда усадьбой владел Василий Ярошенко (брат художника Николая Ярошенко), инженер по образованию, и его супруга Елизавета. Василий сам разрабатывал проект дома и говорят, что за основу был взят итальянский дом его брата, что чувствуется в общей стилистики.
План усадьбы:
Хозяева усадьбы уехали из России еще до революции, оставив свое имение. В 1918 году усадьбы была национализирована, все картины были переданы в Калужский художественный музей. Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.
После 1917 года в главном доме несколько раз менялась планировка, а в двух больших пожарах (1929-го и 1997-го года) сгорели практически все перекрытия, кровля и были утеряны интерьеры. В 1924–1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность.
В 1955 году проводилась реставрация, в ходе которой частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо обновлены.
В разные годы на территории располагался и детский дом, и дом отдыха, и туберкулезный санаторий, и даже лагерь для польских военнопленных. С 1995 года территория усадьбы по факту является заброшенной.
Попасть в Павлищев Бор я захотел сразу, как увидел первые фотографии в интернете, по которым было видно, что это будет самое интересное и величественное место из тех, что я успел посетить. А после некоторых фотографий было решено, что откладывать до следующего лета и ждать хорошей погоды не стоит. В итоге в один из дней, довольно спонтанно было решено отправиться именно сюда. К сожалению, такая спонтанность привела к тому, что на место я прибыл уже в тот момент, когда солнце скрывалось за горизонтом, поэтому некоторые детали не получилось заснять своим фотоаппаратом вкупе с китовой оптикой.
Чтобы без труда найти усадьбу стоит поискать на картах Яндекса санаторий «Павлищев Бор», ну или постараться найти (спросить у кого-нибудь) отделение Почты России. Почему-то это организация так и тянется к подобным местам, достаточно вспомнить усадьбу в Колосово.
Возле Почты России находится въездные ворота:
А это уже ворота парадного двора:
Еще в 70-х годах 20 века здесь можно было наблюдать величественных оленей:
Сейчас же назвать их величественными можно только с табличкой «Сарказм» в руках:
Один уже потерял голову:
Сквозь деревья начинает показываться очертание главного здания усадьбы. К сожалению, сквозь густые заросли и выросшие ели, нельзя увидеть всю картину целиком.
Идем влево по протоптанной тропинке (это место очень популярно у любителей заброшек). Вначале появляется одна из башен и часть здания:
Затем перед нами возникает все здание целиком:
Выглядит все очень величественно и солидно, а наличие башен делают это место схожим со средневековым замком.
Можно сравнить, как тут было еще каких-то 50 лет назад:
Сейчас все безвозвратно рушится:
Фасад здания со стороны парка, виднеются остатки ступеней:
Когда-то это место украшали фигуры и с трудом можно поверить, что такая красота находилась не где-то в Италии, а недалеко от Калуги:
Если смотреть на здание с этой стороны, то левая сторона здания выполнена больше в прямоугольном стиле:
Здесь же находится один из входов в здание:
А правая сторона выполнена в стиле ротонд:
Вид с торца:
Одна из башен с остатками водостоков:
Окно в подвал, туда мы еще доберемся:
Пора заглянуть внутрь.
Это не коридор, это башня, в которой не осталось перекрытий:
Центральный зал с колоннами:
Выход к парку:
Очень милый балкончик:
А здесь остались лишь колонны:
В здании почти не осталось внутренней отделки. Лишь в одном месте осталось часть потолка, который кто-то бережно подпор бревном:
Да кое-где еще попадаются небольшие фрагменты, которые говорят, что здесь не всегда находился голый и бездушный кирпич:
Дверь, явно, осталась в наследство от советского прошлого:
Хорошо, что ступени делали не из дерева, им удалось пережить пожары и дожить до наших дней. Можно спустить в подвал или подняться в одну из башен. В первую очередь хочется наверх:
Окна все больше вызывают ассоциаций с замком:
К сожалению из башни никуда не деться, наверху отсутствует пол:
Зато можно полюбоваться видом:
Еще осталась лестница в стороне ротондного балкона, но там можно подняться только на один пролет и вид открывается немного хуже:
Поэтому дальше было решено спуститься в подвал:
В подвале хоть и накидано мусора, но все не настолько плоха, как, например, в Росве:
В проемах стен кто-то жег свечи. Возможно, что у кого-то тут был романтический ужин, но исходя из атмосферы, вероятнее всего, что кто-то играл в масонов и проводил тут тайные собрания:
Больше ничего интересного в подвале не встретилось. Вход в подвал с улицы:
Осталось немного прогуляться по окрестностям.
В парке возле остатков какого-то постамента на ветвях странно висит какая-то кукла, с нарисованной свастикой на плече, надеюсь это не имеет отношение к свечкам в подвале:
Дом управляющего:
Сельхозпостройки:
В зарослях был найден фонтан с обезглавленным слоном:
Просто ящик:
А напоследок вернемся к причине того, почему я хотел срочно посетить это место. Просто блуждая на просторах интернета в поисках интересных мест, наткнулся на следующую картинку:
Неизвестно когда начнут восстановление, но был шанс, что можно сюда приехать и наткнуться на закрытые ворота. На самом деле, я даже рад, что попал сюда именно осенью, когда нет зелени, это позволило сделать фотографии фасадов, а не только торчащие из кустов части.