Top.Mail.Ru

Поселок Павлищев Бор расположен примерно в 50 км от Калуги на излучине реки Течи. Ранее это имение называлось Степановское-Павлищево. История усадьбы начинается с конца 18 века. Первоначально здесь был деревянный ансамбль, который просуществовал довольно долго, пока в 1917 году не сгорел главный дом.

К тому моменту уже был построен новый кирпичный дом и сформирован новый облик всей усадьбы, включая переделки парка и посадки новых аллей. Основная переделка была сделана, когда усадьбой владел Василий Ярошенко (брат художника Николая Ярошенко), инженер по образованию, и его супруга Елизавета. Василий сам разрабатывал проект дома и говорят, что за основу был взят итальянский дом его брата, что чувствуется в общей стилистики.

План усадьбы:

Хозяева усадьбы уехали из России еще до революции, оставив свое имение. В 1918 году усадьбы была национализирована, все картины были переданы в Калужский художественный музей. Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.

После 1917 года в главном доме несколько раз менялась планировка, а в двух больших пожарах (1929-го и 1997-го года) сгорели практически все перекрытия, кровля и были утеряны интерьеры. В 1924–1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность.

В 1955 году проводилась реставрация, в ходе которой частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо обновлены.

В разные годы на территории располагался и детский дом, и дом отдыха, и туберкулезный санаторий, и даже лагерь для польских военнопленных. С 1995 года территория усадьбы по факту является заброшенной.

Попасть в Павлищев Бор я захотел сразу, как увидел первые фотографии в интернете, по которым было видно, что это будет самое интересное и величественное место из тех, что я успел посетить. А после некоторых фотографий было решено, что откладывать до следующего лета и ждать хорошей погоды не стоит. В итоге в один из дней, довольно спонтанно было решено отправиться именно сюда. К сожалению, такая спонтанность привела к тому, что на место я прибыл уже в тот момент, когда солнце скрывалось за горизонтом, поэтому некоторые детали не получилось заснять своим фотоаппаратом вкупе с китовой оптикой.

Чтобы без труда найти усадьбу стоит поискать на картах Яндекса санаторий «Павлищев Бор», ну или постараться найти (спросить у кого-нибудь) отделение Почты России. Почему-то это организация так и тянется к подобным местам, достаточно вспомнить усадьбу в Колосово.

Возле Почты России находится въездные ворота:

А это уже ворота парадного двора:

Еще в 70-х годах 20 века здесь можно было наблюдать величественных оленей:

Сейчас же назвать их величественными можно только с табличкой «Сарказм» в руках:

Один уже потерял голову:

Сквозь деревья начинает показываться очертание главного здания усадьбы. К сожалению, сквозь густые заросли и выросшие ели, нельзя увидеть всю картину целиком.

Идем влево по протоптанной тропинке (это место очень популярно у любителей заброшек). Вначале появляется одна из башен и часть здания:

Затем перед нами возникает все здание целиком:

Выглядит все очень величественно и солидно, а наличие башен делают это место схожим со средневековым замком.

Можно сравнить, как тут было еще каких-то 50 лет назад:

Сейчас все безвозвратно рушится:

Фасад здания со стороны парка, виднеются остатки ступеней:

Когда-то это место украшали фигуры и с трудом можно поверить, что такая красота находилась не где-то в Италии, а недалеко от Калуги:

Если смотреть на здание с этой стороны, то левая сторона здания выполнена больше в прямоугольном стиле:

Здесь же находится один из входов в здание:

А правая сторона выполнена в стиле ротонд:

Вид с торца:

Одна из башен с остатками водостоков:

Окно в подвал, туда мы еще доберемся:

Пора заглянуть внутрь.

Это не коридор, это башня, в которой не осталось перекрытий:

Центральный зал с колоннами:

Выход к парку:

Очень милый балкончик:

А здесь остались лишь колонны:

В здании почти не осталось внутренней отделки. Лишь в одном месте осталось часть потолка, который кто-то бережно подпор бревном:

Да кое-где еще попадаются небольшие фрагменты, которые говорят, что здесь не всегда находился голый и бездушный кирпич:

Дверь, явно, осталась в наследство от советского прошлого:

Хорошо, что ступени делали не из дерева, им удалось пережить пожары и дожить до наших дней. Можно спустить в подвал или подняться в одну из башен. В первую очередь хочется наверх:

Окна все больше вызывают ассоциаций с замком:

К сожалению из башни никуда не деться, наверху отсутствует пол:

Зато можно полюбоваться видом:

Еще осталась лестница в стороне ротондного балкона, но там можно подняться только на один пролет и вид открывается немного хуже:

Поэтому дальше было решено спуститься в подвал:

В подвале хоть и накидано мусора, но все не настолько плоха, как, например, в Росве:

В проемах стен кто-то жег свечи. Возможно, что у кого-то тут был романтический ужин, но исходя из атмосферы, вероятнее всего, что кто-то играл в масонов и проводил тут тайные собрания:

Больше ничего интересного в подвале не встретилось. Вход в подвал с улицы:

Осталось немного прогуляться по окрестностям.

В парке возле остатков какого-то постамента на ветвях странно висит какая-то кукла, с нарисованной свастикой на плече, надеюсь это не имеет отношение к свечкам в подвале:

Дом управляющего:

Сельхозпостройки:

В зарослях был найден фонтан с обезглавленным слоном:

Просто ящик:

А напоследок вернемся к причине того, почему я хотел срочно посетить это место. Просто блуждая на просторах интернета в поисках интересных мест, наткнулся на следующую картинку:

Неизвестно когда начнут восстановление, но был шанс, что можно сюда приехать и наткнуться на закрытые ворота. На самом деле, я даже рад, что попал сюда именно осенью, когда нет зелени, это позволило сделать фотографии фасадов, а не только торчащие из кустов части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.